Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 14:40

Литература

Меню сайта
Категории раздела
5 класс. Материалы для уроков [0]
6 класс. Материалы для уроков [0]
7 класс. Материалы для уроков [0]
8 класс. Материалы для уроков [3]
9 класс. Материалы для уроков [22]
10 класс. Материалы для уроков [0]
11 класс. Материалы для уроков [11]
ЕГЭ. Материалы по подготовке [0]
Внеклассная работа по предмету [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » 9 класс. Материалы для уроков

В категории материалов: 22
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»




В повести "Собачье сердце” М. А. Булгаков не просто Описывает противоестественный эксперимент профессора Преображенского. Писатель показывает новый тип человека, который возник не в лаборатории талантливого ученого, а в новой, советской действительности первых послереволюционных лет.
Основу сюжета повести составляют взаимоотношения крупного русского ученого и Шарика, Шарикова, собаки и искусственно созданного человека. Первая часть повести строится в основном на внутреннем монологе полуголодного уличного пса. Он по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа, с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой "с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак”. Шарик умеет сочувствовать, ценить добро и ласку и, как ни странно, прекрасно понимает социальное устройство новой России: он осуждает новых хозяев жизни ("Я теперь председатель, и сколько не накраду — все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо”), а про старого московского интеллигента Преображенского знает, что "этот не станет пинать ногой”.
В жизни Шарика происходит, по его мнению, счастливая случайность — он оказывается в роскошной профессорской квартире, в которой, несмотря на повсеместную разруху, есть все и даже "лишние комнаты”. Но пес нужен профессору не для забавы. Над ним задуман фантастический эксперимент: путем пересадки части человеческого мозга собака должна превратиться в человека. Но если тем Фаустом, который создает человека в пробирке, становится профессор Преображенский, то вторым отцом — человеком, который дает собаке свой гипофиз, — Клим Петрович Чугункин, характеристика которого дается предельно коротко: "Профессия — игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной”. И появившееся в результате операции существо полностью унаследовало пролетарскую сущность своего предка. Он нагл, чванлив, агрессивен. Он полностью лишен представлений о человеческой культуре, о правилах взаимоотношений с другими людьми, он абсолютно безнравствен. Постепенно назревает неизбежный конфликт между творцом и творением, Преображенским и Шариком, точнее, Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, как именует себя "гомункулус”. И трагедия в том, что едва научившийся ходить "человек” находит в жизни надежных союзников, которые подводят под все его поступки революционную теоретическую основу. От Швондера Шариков узнает о том, какие у него, пролетария, привилегии по сравнению с профессором, и, больше того, начинает осознавать, что ученый, давший ему человеческую жизнь, — классовый враг. Шариков четко осознает главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все, что создано другими людьми, а главное — стремись к всеобщей уравниловке. И некогда благодарный профессору пес уже не может смириться с тем, что тот "один в семи комнатах расселился”, и приносит бумагу, по которой ему в квартире полагается площадь в 16 метров. Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы... С каждым днем он все больше и больше распоясывается. Он ворует, пьет, бесчинствует в квартире Преображенского, пристает к женщинам. Но звездным часом для Шарикова становится его новая работа. Шарик совершает головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превращается в заведующего подотделом очистки города от бродячих животных. И именно такой выбор профессии неудивителен: шариковы всегда стремятся уничтожать своих же.
Но Шариков не останавливается на достигнутом. Через некоторое время он появляется в квартире на Пречистенке с молодой девушкой и заявляет: "Я с ней расписываюсь, это — наша машинистка. Борменталя надо будет выселить...” Разумеется, выясняется, что Шариков обманул девушку, сочинил о себе множество историй.
И последний аккорд шариковской деятельности — донос на профессора Преображенского.
В повести чародею-профессору удается обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку. Хорошо, что профессор понял, что природа не терпит насилия над собой. Но, увы, в реальной жизни шариковы оказались куда более живучими. Самоуверенные, наглые, не сомневающиеся в своих священных правах на все, полуграмотные люмпены довели нашу страну до глубочайшего кризиса, ибо насилие над ходом истории, пренебрежение законами ее развития могло породить только Шариковых.
В повести Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые — пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, он оставался на уровне инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы эти звериные инстинкты было легче удовлетворить. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он вообще гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом, разумом. Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но их нелюдская сущность только и ждет момента, чтобы проявиться. И тогда они превращаются в монстров, которые при первой возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Они готовы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, как только они к нему прикасаются. И самое ужасное, что шариковым удалось добиться огромной власти, а приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
В нашей стране после революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что они и поныне среди нас, Россия и переживает сейчас тяжелые времена. Страшно, что агрессивные шариковы со своей поистине собачьей живучестью, несмотря ни на что, могут выжить.
Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — главная угроза и нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Иногда кажется, что наша страна стала другой. Но сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет — сменится не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных М. А. Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!..


 

9 класс. Материалы для уроков | Просмотров: 783 | Добавил: madam | Дата: 03.03.2013 | Комментарии (0)

В марте 1825 года на свет вышла повесть Михаила Булгакова "Собачье сердце". Первоначальное её название - "Собачья радость. Чудовищная история".
По сюжету Филипп Филиппович Преображенский, выдающийся хирург, пересаживает собаке человеческий гипофиз. Результаты операции превосходят все ожидания, так как через какое-то время Шарик превращается в человека. Однако с ним произошло не только физическое, но и психологическое изменение - он унаследовал от Чугункина, который и был донором, все пагубные привычки. Полиграф Полиграфович Шариков, как он сам себя назвал, обнаружил пристрастие к нецензурной брани, водке, воровству, тщеславию и рассуждениям о пролетарской идее.
Не ужившись в одной квартире с Шариковым, профессор вместе с доктором Борменталем проводят новую операцию, и Шариков превращается обратно в собаку.
Повесть отличается социальной направленностью. Она не скрывает прозрачного саркастического намека на широко пропагандируемые идеи: создание "нового" человека. В то же время Булгаков высмеивает погибшую российскую элиту в лице профессора, у которого семь комнат, и он не желает ими делиться, хотя они попросту в таком количестве не нужны.
Наиболее распространенное политическое толкование повести относит ее к самой идее русской революции, "пробуждения" социального сознания пролетариата.
Шариков воспринимается именно как образ пролетариата, неожиданно для себя получившего большое количество прав и свобод, но быстро обнаружевшего эгоистические интересы и способность предавать и уничтожать как себе подобных, так и тех, кто наделил их этими правами.
Финал истории предельно ясен. Судьба создателей Шарикова выглядит предрешенной. Можно считать, что в повести Булгаковым были предсказаны массовые реперссии тридцатых годов прошлого века.
И действительно, " как сказал доктор Преображенский:"Разруха не в клозетах,а в голове!".Пока порядок в самих себе не наведем,мощное государство не построим".
9 класс. Материалы для уроков | Просмотров: 1020 | Добавил: madam | Дата: 03.03.2013 | Комментарии (0)

мария волконская - одна из первых женщин России последовала вслед за мужем в Сибирь, оставив на руках у свекрови маленького сына. Прожила в Сибири до 1856 года, когда декабристам было разрешено
вернуться в центральную Россию
9 класс. Материалы для уроков | Просмотров: 790 | Добавил: madam | Дата: 07.01.2013 | Комментарии (0)

портреты марии волконскойhttp://www.youtube.com/watch?v=H595ucPd57Y&feature=player_embedded
9 класс. Материалы для уроков | Просмотров: 457 | Добавил: madam | Дата: 07.01.2013 | Комментарии (0)

мария  волконская -внучка суворова, её образ воспевал А.С.Пушкин. Совершенно молодой женщиной она последовала вслед за своим мужем в далекую сибирь, оставив на руках у свекрови малолетнего сына.
Её жизнь - настоящий подвиг женщины. Ей посвятил свою поэму Н.А.Некрасов "Русские женщины"
9 класс. Материалы для уроков | Просмотров: 1525 | Добавил: madam | Дата: 07.01.2013 | Комментарии (0)






Т








 






justvitekПравнучка Михайло Ломоносова, дочь героя войны 1812 года Николая Раевского с самого рождения была окружена любовью близких как каменной стеной от всех невзгод.



Отец Марии Николаевны Николай Николаевич Раевский – боевой генерал эпохи наполеоновских войн. В начале Отечественной войны 1812 года он командовал 7-м пехотным корпусом в армии Багратиона. Особенно отличился в боях у деревни Салтановки под Смоленском и в Бородинской битве, где его корпус занимал центр русской позиции. Батареей Раевского был назван центральный редут, который подвергался ожесточенным атакам французов. В заграничных походах русской армии Николай Николаевич сражался под Бауценом, Дрезденом, Лейпцигом, участвовал во взятии Парижа. "В опасности он истинный герой, он прелестен. Глаза его разгорятся, как угли, и благородная осанка его поистине сделается величественною”, – рассказывал известный поэт Константин Николаевич Батюшков, бывший в 1813 году адъютантом при Раевском.
Наполеон считал, что Раевский "сделан из материала, из которого делаются маршалы”.
Не только беззаветная храбрость, но также просвещенность, порядочность, благородные душевные качества генерала снискали ему уважение современников.
Пушкин, хорошо знакомый с семьей Раевского, писал брату: "Мой друг, счастливейшие минуты жизни провел я посереди семейства почтенного Раевского. Я не видел в нем героя, славу русского войска, я в нем любил человека с ясным умом, прекрасного душой, снисходительного, попечительного друга, всегда милого, ласкового хозяина. Свидетель екатерининского века, памятник двенадцатого года, человек без предрассудков, с сильным характером и чувствительный, он невольно привяжет к себе всякого, кто только достоин понимать и ценить его высокие качества”.
Мать Марии Николаевны Софья Алексеевна приходилась внучкой М.В. Ломоносову. Ее отец А.А. Константинов, грек по происхождению, был библиотекарем Екатерины II. Отличительной чертой Софьи Алексеевны было благоговение перед мужем и безграничная преданность ему.
В семье Раевских было шестеро детей. Мария родилась в 1805 году.
MERRY CHRISTMAS! ~ Рождественская открытка--wall--

9 класс. Материалы для уроков | Просмотров: 445 | Добавил: madam | Дата: 07.01.2013 | Комментарии (0)

Фаталист.— Относительно сюжетного источника новеллы не существует единого мнения. По утверждению биографа Лермонтова П. А. Висковатова (1812—1905), «Фаталист» «списан с происшествия, бывшего в станице Червленпой с (Акимом Акимовичем.— И. Ч.) Хастатовым», дядей Лермонтова: «По крайней мере, эпизод, где Печорин бросается в хату пьяного рассвирепевшего казака, произошел с Хастатовым». Историк и собиратель лермонтовских рукописей В. X. Хохряков указывал на рассказ друга Лермонтова С. А. Раевского о том, что в «Фаталисте» запечатлено подлинное происшествие, участниками которого были сам Лермонтов и его приятель А. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Новелла Фаталист. Герой нашего времени.. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) А. Столыпин (Monro). Было высказано и предположение о том, что тему новеллы Лермонтов отыскал в мемуарах Байрона, содержащих рассказ об удивительном случае, происшедшем с школьным приятелем автора воспоминаний: «...взяв пистолет и не справляясь, был ли он заряжен, он приставил его себе ко лбу и спустил курок, предоставив случаю решить, последует выстрел или нет».

Вопрос о «случае», «судьбе», «предопределении», входивший в круг философских проблем, особенно интересовавших современников Лермонтова, и положен в основу «Фаталиста». Сюжет новеллы, трижды подтверждает реальность предопределения. Имеете с тем фатализм не исключал для Лермонтова активного вмешательства в жизнь, но, напротив, он предполагал свободу действий, решительное вторжение в заранее определенный ход событий.

Наружность поручика Вулича...— Фамилия этого героя в рукописи «Фаталиста» читается «Вуич»; первоначально Лермонтов использовал без изменений фамилию своего знакомого Ивана Васильевича Вуича (1813—1884), поручика лейб гвардии Коппого полка.

Кавказец.— Очерк написан, по-видимому, в 1841 г. Существует его копия с пометой переписчика: «Список с статьи собственноручной покойного М. Лермонтова, предназначенный им для папечатания в «Наших» и не пропущенный цензурою». «Наши» — альманах петербургского литератора А. П. Башуцкого (180!—1876) «Наши, списанные с натуры русскими» (1841—1842; вышло 14 выпусков, после чего издание было прекращено по цензурным причинам), задуманный по образцу французского сборника «Les franais peints par eux memess («Французы в их собственном изображении», 1840— 1842). Как сообщали в 1841 г. «Отечественные записки», «самое па-звание <...> показывает уже, что вся книга будет состоять ил статей оригинальных русских, ибо предметом их будут русские правы, русские физиономии, русские характеры.— К изданию уже приступ лено: заказаны рисунки, и вся первая часть книги просмотрена цен-зурою». Далее были перечислены имена участников издания:

A. П. Башуцкий, Е. П. Гребенка, М. А. Корф, М. Ю. Лермонтов,

B. Ф. Одоевский, И. И. Панаев, В. А. Соллогуб и т. д.

По сохранившейся копии «Кавказец» был опубликован только в 1928 г.

В очерке Лермонтова изображен кавказский армейский офицер, каких часто можно было встретить в Дагестане И Чечне. Его возможный прототип — Павел Петрович Шан-Гирей (1795—1864), родственник Лермонтова, штабс-капитан в отставке; служил на Кавказе при А. П. Ермолове.

Герой очерка «Кавказец» в литературном отношении — это дальнейшее развитие образа Максима Максимыча из «Героя нашего времени». Ср. в «Герое нашего времени» («Бэла»): «Сознайтесь, однако ж, что Максим Максимыч человек, достойный уважения?..» (см. с. 489).

...кинжал — старый базалай...— Кумыкский мастер База-лай изготовлял клинки, отличавшиеся удивительной прочностью; эти клинки так и назывались — «базалай».

...лошадь — чистый шаллох...— Шаллох (иначе — Шолок) — один из знаменитых у горцев Западного Кавказа конских заводов.

...и весь костюм черкесский...— Черкесский костюм, по воспоминаниям современников, был у русских в большой моде и даже служил образцом для служебных мундиров линейного казачьего войска.

...бурка, прославленная Пушкиным, Марлинским и портретом Ермолова...— Бурка стала популярной после появления пушкинского «Кавказского пленника» (опубл. в 1822 г.) и кавказских повестей А. А. Бестужева (Марлинского) — «Аммалат-бек» (опубл. в 1832) и «Мулла-Hyp» (опубл. в 1836). Носил бурку и Лермонтов, в этом костюме он изобразил себя на известном акварельном автопортрете; образцом ему, возможно, послужил знаменитый портрет А. П. Ермолова в бурке, выполненный английским живописцем Джорджем Доу (1781-1829).

...достать настоящую андийскую бурку...— Бурки, изготовленные в округе Анд», славились далеко за пределами Дагестана.

9 класс. Материалы для уроков | Просмотров: 1966 | Добавил: madam | Дата: 03.01.2013 | Комментарии (0)

1-10 11-20 21-22
Поиск
Друзья сайта
  • Сайт МБОУ СОШ № 77 г. Екатеринбурга
  • Музей истории школы
  • Волонтерский отряд "Росток"
  • Виртуальный Литературный Школьный Музей
  • Русский язык
  • Литература
  • Математика
  • История и обществознание
  • Физика
  • География
  • Химия
  • Биология
  • Английский язык
  • МХК и музыка
  • Изобразительное искусство
  • Обслуживающий труд
  • Информатика
  • Персональный сайт учителя русского языка Климовой Марины Станиславовны
  • Персональный сайт учителя истории Макаровой Елены Владимировны

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz